Услуги

Инструкция по бухучету. Основные положения

19 января 2011 года официально опубликован приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. №  157н, которым утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. (Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2010 года. Его нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года).

Изменения были необходимы

Итак, нормативным актом утверждены:

– Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений;

– Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее – Инструкция).

С вступлением в действие приказа №  157н утратила силу Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. №  148н. Обратите внимание: в связи с тем что приказ №  157н введен в действие с 1 января 2011 года, соответственно и все хозяйственные операции начиная с указанной даты следует отражать в соответствии с рассматриваемым приказом. При этом по аналогии прошлых лет можно предположить, что порядок перехода на новые правила учета будет доведен отдельными рекомендациями Минфина России.

Основные требования

Итак, в общей части Инструкции изложены основные требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями. Среди новшеств можно выделить появление определения метода начисления, также в новой редакции Инструкции учтены требования к отчетности учреждений с учетом изменений, внесенных в законодательство РФ Законом №  83-ФЗ, введено понятие рабочего плана счетов. В новую Инструкцию включены положения, большая часть которых содержится в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. №  129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в частности требования:

– о необходимости формирования учетной политики учреждения и ее содержании;

– о принципах, применяемых учреждением при формировании учетной политики;

– отражения в учете информации об имуществе и обязательствах учреждения (в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую).

В положениях Инструкции кроме этого закреплено право выбора руководителем учреждения формы организации учета. Причем, выбирая форму организации бухгалтерского учета, руководитель учреждения вправе передать его ведение и составление на его основе отчетности другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Определены обязанности учреждений по ведению учета

Учитывая изменения, внесенные в действующее законодательство Законом №  83-ФЗ, Инструкция предусматривает, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает:

– формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных финансовых результатах;

– формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и т. д), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);

– предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении учреждением хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Требования к «первичке»

Для реализации внутреннего финансового контроля и (или) в целях упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях учреждения вправе на основе первичных учетных документов составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Минфином России. При отсутствии таковых учреждения могут утверждать формы сводных учетных документов с учетом требований к составу обязательных реквизитов.

При наличии технических возможностей учреждение имеет право составлять первичные и сводные учетные документы не только на бумаге, но и в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи. Определено, что при комплексной автоматизации бухучета регистры распечатывают с периодичностью, установленной учетной политикой, но не реже периодичности, установленной для составления и представления бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров учета.

В Инструкции сказано, что формы регистров бухгалтерского учета устанавливаются органом, осуществляющим, согласно законодательству РФ, регулирование бухучета. Получается, что формы регистров устанавливаются исключительно Минфином России. Ранее эта функция была возложена на финансовые органы соответствующих бюджетов.

Важно запомнить
В Инструкцию включено указание о том, что первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты только органами, уполномоченными на это законодательством РФ, на основании постановлений этих органов. При этом главный бухгалтер или другое должностное лицо субъекта учета вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Статья напечатана в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» №  2, февраль 2011 г.

бухгалтерский учет, учет в бюджетных учреждениях, инструкция по бухучету

07.02.2011, 4597 просмотров.